Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

Богословие иконы

 

В начале XX-го века начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы, в ней открыли дух неизмеримо более высокий, чем свой собственный, благоприобретенный, в «просвещении».

Она воспринимается уже не только как художественная, или культурная ценность, но и как художественное откровение духовного опыта - «умозрение в красках», явленное также в годы смятений и катастроф. Именно в эти дни скорби современные потрясения начинают пониматься в свете духовной силы и осмысляться ею. Разложение культуры и ряд научно-технических революций привели мир к тому, что вопрос ставиться уже о сохранении в человеке самой его человечности, более того - о сохранении самого человечества. Научно технический прогресс был направлен на благо человека, на то, чтобы высвободить его творческую энергию, и прогресс этот отмечен небывалым до сих пор достижением. Но в тоже время парадоксальным образом, в этом мире небывалого развития науки и техники в мире современных идеологий, также направленных на благо и прогресс человечества, наблюдается непреодолимая тяга к внешнему и внутреннему одичанию, вместо одухотворения животной жизни - к озверению духа. Урезав свою человечность, человек нарушил иерархию бытия и тем самым извратил свою роль по отношению к окружающему миру, подчинив себя вместо Божественной воли, материальной природе, над которой он признан господствовать.

Миру зла, насилия и кровавых смут противопоставляется образ мира, преображенного в Человечестве Христове, иначе - его осмысления в перспективе его конечного назначения. Итак, поскольку воплощение Слова и Образ Отчий явлен миру в единственной божественной Личности Иисуса Христа, богословие и образ составляют единое словесно- образное выражение явленного откровения. Другими словами, богословие образное и богословие словесное, представляет собой онтологическое единство, тем самым руководство на путях его спасения. Следовательно, образ входит в вероучебную полноту Церкви как одна из основоположных истин откровения. Иконопись есть выражение православия, с его догматическим и нравственным учением, раскрытие жизни во Христе и тайн домостроительства Божья о спасении людей.

  Православная икона - единственное в мире искусство, которое на любом художественном уровне, даже ремесленном, несет откровение непреходящего смысла жизни, потребность в котором пробуждается в мире современной культуры. В наше время вникнуть в суть догмата иконопочитания - значит осмыслить саму икону не только как предмет молитвы и украшения храма- это означает осмыслить то, что она несет в себе, уяснить ее созвучие с современным человеком, осмыслить свидетельство духовного опыта, передаваемого из глубины православия, непреходящее значение христианского откровения.

Православная икона притягивает и верующих, и неверующих. В плане молитвенном у верующего христианина, независимо от его исповедания, икона вызывает непосредственно реакцию.

В силу своей наглядности она не требует перевода на другой язык как священный текст. По нашему глубокому убеждению, именно догмат иконопочитания и внедрение иконы в инословное исповедование, будет способствовать преодолению основных расхождений и несоответствий православному вероучению: учение о тварности и благодати и филиклизме*. Потому то икона и предполагает православное понимание личности и православное исповедование икономии**Духа Святаго, а, следовательно, и православную экклезиологию***. Каноническая икона является свидетельством православия, несмотря на периодически часто встречающуюся несостоятельность носителей истины - самих православных (канон -  то, повторяем, и ограждает икону от этой несостоятельности). На любой духовной и художественной степени и даже на низком ремесленном уровне каноническая икона, как старая, так и новая, свидетельствует о тойже истине. 
Для православия догмат иконопочитания  есть непреходящая истина христианской веры и учения, закрепленные VII-м вселенским собором, поэтому в иконе мы должны видеть тоже, что и видели в ней отцы  и соборы: торжество православия, свидетельство Церкви об истине Боговоплощения.

Поскольку икона есть изображение личности, на которую указывает собственное имя (будь то божественная Личность Христа или личность человека), то истина иконы обуславливается, прежде всего, ее подлинностью - подлинностью историческою, потому что «образ есть подобие с отличительными признаками первообраза», и подлинностью харизматическою - Бог соединяется «неслиянно и нераздельно» (халкидонский догмат) с описуемым человечеством. Как мы уже отмечали, образ Христа, как свидетельство воплощения, для апологетов иконопочитания есть свидетельство реальности таинства Евхаристии.

В иконе нет единого источника света, здесь все пронизано светом.  Бог есть свет, и воплощение Его есть явление света в мире, но как говорит св. Григорий Палама: «Бог именуется Светом не по сущности своей, но по своей энергии», следовательно, свет есть божественная энергия, и поэтому можно сказать, что он есть главное смысловое содержание иконы. Итак, свет и его действия постижимы и познаваемы, а, следовательно, непостижимым и непознаваемым остается его источник.

Божественная энергия - свет все объединяющий и оформляющий, преодолевает преграду между духовным и телесным, между миром тварным (видимым и невидимым) и миром божественным. Весь мир, изображенный на иконе, проникнут животворящей силой нетварного света. Проникновение в бытие света иноприроднаго и нетварного несет преодоление временно - пространственных категорий, объединяет и включает план бытия, где тварь уже не подвержена условиям падшего мира.

Содержание иконы определяет не только приемы ее построения, но и технику и материалы. Как отмечает отец Павел Флоренский, «не техника иконописи ни применяемые тут материалы не могут быть случайными…. Трудно себе представить, чтобы икона могла быть написана чем угодно, на чем угодно, и какими угодно приемами». Действительно также как подлинность образа связанна с Евхаристией, так связанна с ней и подлинность всякого вещества, используемого в Богослужении. «Твоя от твоих Тебе приносяще….» Эти слова взяты из молитвы Давида собранными им для постройки храма, - «Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе».

Церковь сохранила этот принцип, получивший в ней полноту всего осмысления в Евхаристии. Искупленная боговоплощением материя вовлекается в служение Богу, поэтому и в иконе вопрос вещества - не только вопрос прочности и доброкачественности, но, в первую очередь, вопрос подлинности - другими словами, икона входит в весь комплекс приношения человека, которым осуществляется значение церкви - освящать через человека и преображать мир, исцелять пораженное грехом вещество, превращать его путь к Богу, в способ общения с ним.

 

 * Филиоклизме - католическое учение о исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына, нарушающее тринитарные отношения.

**Икономия Духа святого - последовательность Св. Духа в соответствии с действиями и замыслом действующего.

***Экклесиология - теологическое учение о Церкви, как Божественном установлении, ее функциях и прерогативах.

 

  По статье Л.Успенского, к

«Альбому Икона Древней Руси»

     Спб 1993г.

                                      

Роспись храма Царственных муч. г. Курск

Роспись Иверского храма г. Боровичи 2016г.

Роспись храма прп. Сергия Тобольский Кремль

Роспись храма прп. Сергия Тобольский Кремль 2012г.

Роспись Иоанно-Введенского мон. г. Тобольск 2012г.

Роспись храма Царственных муч. г. Курск 2010г.

Роспись храма муч. Валентины г. Москва 2009

Роспись храма Ильи Пророка. г. Рязань 2009г.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?